Зачем и кому выгодно регулирование криптобизнеса
Сегодня криптовалюты уверенно интегрируются в экономики различных стран по всему миру – и относиться можно к этому явлению по-разному. Где-то крипту в обиходе безуспешно пытались запрещать, где-то – регулировать законодательно. Иногда биткойны признают в качестве расчётной денежной единицы (например, в Германии), в других странах, например, в Японии, где Bitcoin является законным платёжным средством с налогом на покупку. В других странах как Китай, например, операции с биткойнами запрещены для банков, но разрешены для физических лиц, при этом Китай является лидером в области майнинга по причине наличия наибольших производственных мощностей. В Швейцарии на криптовалюты действуют такие же правила, как и на иностранные валюты, и эта страна является одной из самой благоприятной юрисдикции для Bitcoin-стартапов и общественных блокчейнов.
Как показал опыт, запреты технически невозможны, да и рынок криптовалют разрастается повсеместно: то, от чего нельзя отгородиться – необходимо контролировать на государственном уровне. Обычно они рассматриваются как товар или инвестиционный актив и для целей налогообложения подчинены соответствующему законодательству. Также нелишне иметь законные инструменты для эффективной работы с криптой в случае необходимости.
Свои наблюдения о законодательных особенностях отрасли озвучил на конференции Blockchain&Bitcoin один из учредителей юридической компании Justcutum Артём Афян.
Криптовалюты – в правовом поле
Главное и основное, что мы должны знать – оборот криптовалюты в любом случае происходит в рамках действующей правовой системы, которой более чем достаточно для трактовки взаимоотношений с криптовалютами. Кроме того, майнинг в Украине обозначен в КВЭД (63.11) – как законная деятельность. Однако глобальные проблемы индустрии необходимо решать при помощи специфического свода законодательных наработок, определяющих правила игры.
Правила игры
Изначально в Украине не было прецедентов с криптовалютными операциями – не было и потребности в контроле со стороны государства. Позднее пытались работать в рамках упрощённой налоговой системы. Однако общий рост количества транзакций, возрастание у игроков этой отрасли потребностей в регламентированном взаимодействии между собой, а также когда есть необходимость создания фондов, привлечения инвестиций и решения других проблем – вынуждает задумываться над расширением свода законодательной базы для выработки общих правил работы.
Среди ожидаемых минусов новосозданных правил – требования и ограничения, которые, несомненно, привлекут повышенное внимание правоохранительных и прочих контролирующих инстанций к отрасли в целом.
Из плюсов – будет разработана понятная схема для работы через банковскую систему в Украине. В данный момент нет даже определения «криптовалюты» в банковской сфере! А без чёткого определения невозможен обмен, платежи, другие трансакции с целевым назначением «криптовалюта». В единичных случаях подобные операции производятся, однако это скорее исключительные ситуации, механизм решения которых невозможно применять повсеместно.
При отсутствии правового определения криптовалюты бизнес не может нормально работать, ведь у компаний с обычной системой налогообложения отсутствуют инструменты приёма криптовалюты на баланс. Вот и выходит, что можно провести некий проект с криптовалютой, выйти на ICO, отдельными кейсами даже заинтересовать компании из топ-100 «Forbes», однако в Украине будет невозможно обеспечить движение и обмен этого валютного ресурса. С точки зрения закона ещё не определены принципы его постановки на баланс; нет также обозначения криптовалюты как материального или нематериального актива, особенностей налогообложения.
Для этого и разрабатываются законопроекты, разъясняющие все эти нюансы и формализирующие подобные процессы.
«Сырой» закон
Артём Афонян рассказал, что уже создано несколько законопроектов. Однако они несовершенны, т.к. не охватывают всех возможных сценариев и бизнес-процессов. Так, например, в одном из них – законе об обороте криптовалюты в Украине – криптовалюта указана как программный код. В таком случае, программный код включает авторские права на него, а при передаче прав на его использование полагается отчисление роялти его автору. Если такой сценарий применить к биткоину – это повлечёт за собой необходимость передачи авторских прав при каждой сделке, лицензионное соглашение и последствия налогообложения.
Закон о стимулировании рынка криптовалют и их производных содержит следующую формулировку: децентрализованное измерение стоимости, которое может быть выражено и функционировать как следствие обмена, с сохранением стоимости единицы учёта, основанным на математических вычислениях, является результатом и имеет криптографическую защиту учёта.
Несмотря на сложное описание, данное определение – наиболее близкое к принятому в Евросоюзе, где токены и криптовалюты являются единицами учёта. Как отмечает юрист – в Украине разрозненность определений вредит всему криптосообществу.
С целью разработки точных определений и дополнения законодательства в Украине уже создана инициативная группа экспертов, работающая над определением правового статуса токенов, криптовалюты, правилами налогообложения, а также обозначающая требования для профессиональных игроков. Также ведётся работа над определением криптовалютных бирж, правил их деятельности, преимуществ и прав в Украине. Конечной целью является возможность свободного и комфортного оборота криптовалюты в рамках действующего законодательства, на благо и процветание экономики в целом.
Легализация криптовалюты в Украине до 2019 года
Как сообщает официальный сайт Министерства экономического развития Украины, они намерены утвердить политику относительно легализации цифровых валют.
Правительство инициирует разработку Концепции государственной политики в сфере криптоактивов, которая будет направлена на создание максимально четкой и прозрачной экосистемы для продвижения цифровых валют и токенов в стране. На сегодняшний день статус криптовалют в Украине до сих пор не определен на правовом уровне, потому система налогообложения цифровых активов, разработка и составление смарт-контрактов также не ясна правительству.
В 2017 году Украина вошла в десятку государств мира, граждане которых активнее всего пользуются криптовалютой. Криптовалютами торгуют украинские биржи Exmo, Kuna и BTC Trade UA. Но если последние две биржи проводят сделки с криптовалютами только за гривну, то Exmo также предлагает транзакции в долларах США, евро, российских рублях и польских злотых. Ежедневно на биржах заключаются сделки на сумму до $1,9 млн в эквиваленте: на Exmo – $1,275 млн, Kuna – $403 тыс., BTC Trade UA – $232 тыс. Самые торгуемые у нас валюты те же, что и на мировом рынке: Bitcoin и Ethereum. Добыча криптомонет в стране приносит годовой доход в $100 млн. Такую же сумму Офис эффективного регулирования назвал относительно прибыли проведенных первичных предложений монет и токенов (ICO/ITO) украинскими компаниями в период с 2017 по 2018 год.
Таким образом, криптоиндустрия в Украине представляет собой «теневую» отрасль без надлежащей защиты прав пользователей со стороны правительства. Именно по этой причине власти намерены провести легализацию криптосферы, проведя ее в два этапа: в 2018–2019 годах, а затем в 2020–2021.
В рамках первого этапа правительство определит статус цифровой валюты, а затем запустит мониторинг тенденций и проблем крипторынка с целью улучшения системы регулирования.
На втором этапе власти определят платформы, которые будут предоставлять криптокошельки своим пользователям; разработают законодательные акты для регулирования криптоактивов и проведения ICO.
uah Hryvna
btc
eth
usdt
ltc
doge
dash
uah
btc
eth
usdt
ltc
doge
dash